Чертоги

Художественная выставка, 16/05/2025 — 28/06/2025 

 

 

«Чертоги» это единое, но запутанное пространство, погружающее зрителей в лабиринты умозрительного и подсознательного. Арт-объекты следуют, но не являются последовательными; они наполнены намеками, вопросами и неопознанными образами, которые ведут к вашему собственному, глубоко индивидуальному переживанию.

 

Художники:

Женя Балокина, Aнастасия Дегтярь, Сергей Городенский, Аня Гросицкая, Наталья Конюкова, Люба Ремизова, Полина Русакова, Елена Тормышева, Ольга Туманова и Евгения Стерлягова

 
Куратор: Наталья Конюкова

 

Расписание работы выставки:

пятница, суббота, воскресенье с 12.00 до 21.00.

В другие дни, по запросу (необходимо предупредить заранее).

 

Зал. Парк-отель «Белые аллеи»
18+
Вход свободный.

 

This Cabinet is form’d of gold

And pearl and crystal shining bright,

And within it opens into a world

And a little lovely moony night.

The Crystal Cabinet, William Blake

 

Чертог — высокое, пышное, великолепное помещение; роскошное здание или дворец.

 

Чертог разума (mind palace technique) — это мнемоническая техника, заключающаяся в ассоциативной привязке запоминаемых данных к окружающим предметам или точкам на местности. 

With your feet on the air and your head on the ground

Try this trick and spin it,

(Yeah) yeah

Your head will collapse, if there's nothing in it

And you'll ask yourself

Where is my mind?

Where is my mind?

Where is my mind? ….

— Black Francis, Pixies

 

 

1) 1001001 / Женя Балокина 2) Вишневый сад / Ольга Туманова и Женя Стерлягова 3) Лёжа виднее / Aнастасия Дегтярь  4) Dream / Сергей Городенский 5) Потерянная невеста / Любовь Ремизова 6) На пороге / Елена Тормышева 7) Заблудившийся свет / Полина Русакова 8) Ногооблако / Аня Гросицкая 9) Перед сном / Aнастасия Дегтярь 10) Spot / Наталья Конюкова

1

1001001

Женя Балокина

Отдирая побелку с пола «пространства» в какой-то момент показались старые доски, которые, разрушившись, открыли долгожданный выход: в первую комнату. Комната почти не заполнена, значительно меньше «пространства» и в отличие от него, имеет ограничения в виде стен и потолка.

В центре художественного проекта - комната, неосязаемая и принадлежащая другой реальности, представлена в виде стеклянного куба.

Куб как метафора подсознания подчеркивает его парадоксальность: прозрачное, открытое, но все же недосягаемое, отражающее внешний мир, но не позволяющее полностью проникнуть внутрь.

В рамках проекта также представлены рисунки, схемы и шифры, которые служат попытками постигнуть и расшифровать внутреннее я. Процесс создания этих рисунков сам по себе становится метафорой исследования и поиска ответов, которых не существует.

Инсталляция.
Стеклянный куб, витраж Тиффани.
Графические работы.

 

 

Фото: Женя Балокина

 

 

Фото: Сергей Городенский

2

Вишневый сад

Ольга Туманова и Женя Стерлягова

 

Проект «Вишнёвый сад» — это двухканальная видеоинсталляция, включающая работы «Ягоды к слезам» и «Прощание», в которых художницы Ольга Туманова и Евгения Стерлягова обращаются к теме исчезающего пространства, памяти и городской трансформации.

На фоне стремительной перестройки центра Москвы, где бывшие индустриальные и творческие территории стираются под нажимом элитной застройки, художницы фиксируют момент личной и коллективной утраты. Мастерская, расположенная на территории бывшего завода «Фазотрон НИИР», — последний островок серой зоны — вот-вот исчезнет, уступив место очередному жилому комплексу. Этот жесткий разлом между прошлым и будущим становится точкой отсчёта для рефлексии над хрупкостью места и невозможностью его сохранить.

В видео «Ягоды к слезам» художницы совершают медитативный, почти абсурдный жест — очищают вишню на крыше небоскрёба. Этот акт, в котором слышится отголосок детства, семейных ритуалов и сезонности, оказывается лишённым почвы: ни сада, ни кухни, ни дома. Только неуместность — и небо над городом, которого уже нельзя узнать. «Прощание»— финальный ритуал. Земля с территории сносимого здания бережно захоронена на Ваганьковском кладбище. Этот акт становится одновременно прощанием с местом и утверждением его значения: если сад не может быть спасён, он хотя бы будет оплакан.

 

Видео "Вишневый сад" 6:43
Художники: Евгения Стерлягова, Ольга Туманова.
Оператор, монтаж: Андрей Теличев
Видео "Прощание", 12:47
Художники: Евгения Стерлягова, Ольга Туманова.
Оператор, монтаж: Светлана Красинская

 

 
Фото: Сергей Городенский

 

 
Фото: Аня Гросицкая

4

Dream

Сергей Городенский

 

Моушн-графика, 2022 «Dream» — работа из серии «Зафиксированные эмоции», в которой я исследую субъективные переживания человека. В этой серии эмоции и состояния приобретают форму музейных экспонатов в формате 3D-моушн-графики.

Слово «Dream» одновременно означает и сон, и мечту — оба манят нас к событиям и достижениям, время и место которых остаются неопределёнными. Мягкое облако заслоняет собой повседневность, в нём может отражаться сюрреалистичность и размытость наших визуальных образов которые сопровождают сновидения.

Моушн-графика

 

 

 

 

Фото: Сергей Городенский

3

Лёжа виднее

 Aнастасия Дегтярь

 

Инсталляция полностью строится на чувственных ощущениях и интуитивных реакциях и отталкивается, во-первых, от личной тревоги, связанной со сном, когда привычные объекты гиперболизируются и приобретают отталкивающую или даже пугающую форму, и, во-вторых, от внешних импульсов: предложения куратора сделать дополнительный объект, требующий изменения точки зрения зрителя; абсолютным восхищением от ржавой кровати детского лагеря, которая на заброшенной территории встречается в неожиданных местах; и ничем не подкрепленной любви к тому, когда люди лежат (что часто фигурирует в моем творчестве). А изображенное на диапозитиве (снятое здесь же) и видимое только лёжа, замыкает этот круг бессмысленного, беспощадного и бессознательного.

Ржавая пружинная кровать из «Искорки»,
полотно лабиринта, отрез простыни из бязи, железная проволока,
слайд в рамке.

 

 

Фото: Аня Гросицкая

 

 
Фото: Женя Балокина

5

Потерянная невеста

Любовь Ремизова

Голос - это выражение воли, убеждений, идей.

Серия «потерянных невест» это безмолвный крик, желающий быть услышанным. Работы начинались как диалог о гендерном неравенстве, но с течением времени приобрели иной смысл,умещающийся в две строчки выше. В следствии трансформации проекта я стала искать другие, более аморфные формы и экспериментировать с материалами. Последние «русалки» выполнены из оцинкованной стали .Работа со сталью кажется мне особенно символичной. Сталь сложно сломать, но можно деформировать.

 

 

 
Фото: Сергей Городенский

6

На пороге

Елена Тормышева

 

Пороговый переход человека в момент радикальной трансформации от старого к новому, от привычного к неизведанному можно сравнить с переходной стадией из гусеницы в бабочку. Этот момент является осознанием того, что прежние рамки и структуры уже начинают разрушаться, но новым еще только предстоит сформироваться. Это состояние можно рассматривать как промежуточное, лиминальное, находящееся "на пороге" между двумя различными фазами.

В этом контексте человек, находясь на грани метаморфозы, оставляет позади знакомую форму и способ существования. Как гусеница, он готовится к переходу, который можно воспринимать как символический "порог", представляющий собой зону между двумя состояниями – гусеницей и бабочкой. В этом промежутке гусеница фактически утрачивает свои прежние характеристики, превращаясь в нечто неопределенное, еще не определенное заново.

Лиминальное состояние является временем и местом глубинной трансформации, когда прошлое уже не актуально, а будущее еще не наступило. Это метафора подходит для любого значимого процесса изменения в жизни человека, когда прежние структуры распадаются, а новые еще не оформились. В этом состоянии неопределенности и потенциальной энергии заложены большие возможности для радикальной трансформации и перерождения.

Керамические скульптуры

 

 

 

Фото: Сергей Городенский

7

Заблудившийся свет

Полина Русакова

 

Деревянная балка от дверной коробки с отметками роста, видеопроекция, альбом с газетными вырезками.

В проекте художницу интересует чувственное переживание утраты памяти и исчезновения прожитого времени. Отправной точкой стала рефлексия на отсутствие эмоциональной связи с детством и неузнавание себя на детских фотографиях и видеозаписях. Это несоответствие порождает парадоксальное состояние, в котором знание о том, что прошлое существовало, вступает в противоречие с глубинным чувством его отсутствия.

Означающие времени, которые ничего не означают, тем самым вызывая чувство отчуждённости и пустоты, в проекте воплотились в виде пространственных измерений, обрывков газетных фраз, фрагментированных образов. Внутри этих разрывов, пытаясь опереться на линию знаков, увяз пролитый свет.

Инсталляция

 

 

Фото: Женя Балокина

 

 

Фото: Сергей Городенский

8

Ногооблако 

Аня Гросицкая

 

Ногооблако возникает при падении человека — чтобы замедлить полет, как парашют, только более эфемерный. Облако – не твердая земля, но и не пустота, это третий вариант, благодаря которому тело человека сливается с природой. Телесность обретает воздушную легкость.

Художница нашла эти сиреневые советские туфли в бывшем НИИ минералогии около года назад и соединила их с отданной коллегой парашютной тканью. Были ли это туфли научной сотрудницы или административной работницы — неизвестно. Туфли были оставлены в закрытой коробке и пережили пожар в этом НИИ. Они стали опорой для воздушного тела. На первый взгляд работа выглядит как очень женская, но идея была сделать инсталляцию про тело вообще, про разъединение его на части, про желание быть легче и слиться с природой, и про невозможность этого, ведь когда человек становится легким как облако, то он уже не жилец на этой земле.

Инсталляция.
Найденные туфли, парашютная ткань

 

 

  

Фото: Женя Балокина

10

SPOT

Наталья Конюкова

 

Подходим к раковине. Рутина — помыть руки, взглянуть в зеркало и обнаружить, что что-то не то...
Это место в квартире в который ты уже давно не живёшь. Замечаешь детали, которые еще раз подсказывают, что это не реальность, это сон.
В снах наша память приводит в определенные точки-локации. Почему именно они? Это важно? Нужно ли нам туда вернутся? Почему? Зачем?

Инсталляция предлагает зрителю попасть в ’spot’ воспоминаний и снов, исследуя тонкую грань между реальностью и иллюзией.

Раковина, символизирует повседневные действия и рутину, которую мы производим на автомате, не сразу соотносясь с реальностью сегодняшнего дня.

Мутное зеркало создает чувство дискомфорта и подчеркивает, что восприятие может быть обманчивым. Другие знаки в виде «разрушения» плоскостей пространства и обращение к привычным предметам из прошлого, подсказывают и убеждают нас, что не все то, то чем кажется на первый взгляд, а попадание тебя в это место и этот механизм привычных действий не случайно.

Инсталляция.

 

 

Фото: Аня Гросицкая

9

Перед сном

Aнастасия Дегтярь

 

Всю жизнь у меня бессонница - невозможно из-за тревоги пробраться в пространство сна, изучить его и изобразить; я впервые касаюсь этой темы в творчестве, причем, рассматривая механизмы психики в плоскости искусства. Чтобы реализовать проект, я предварительно приезжала на резиденцию - весь материал, причем отчасти даже буквально, был снят здесь: в неожиданную апрельскую метель один из заброшенных корпусов пионерлагеря стал особенно жутким и обособленным, и показался мне визуализацией состояния моего сна как такового, что стало системообразующей метафорой. Далее работа над проектом приобрела перформативный характер: я лежала на ржавой кровати возле входа в здание (впоследствии она стала отдельной работой), пока меня полностью не засыпал снег; строительная сетка на доме, поросшая мхом и лишайником и покрытая снегом, произвела на меня какое-то неизгладимое, необыкновенное впечатление (предполагаю, что это могло бы быть чем-то из сна); в один из дней перед сном, действительно будучи в тревожном состоянии, я сделала кадр перед зданием (он стал основной «плоскостью»); а в самую последнюю ночь я в полной темноте вбежала в корпус и, не глядя в запотевший видоискатель, сделала кадр на вспышку (так появился центральный диапозитив, изображение на котором не рассмотреть, - это сон). Но свою конечную форму проект приобрел на монтаже: самая первая и объемная «плоскость», которая должна была представлять из себя тревогу, при развеске оказалась художественно лишней и была убрана - это получилось очень терапевтично; остался только ее отзвук - назойливые колокольчики при входе.

Говоря лаконично: это нестрашная инсталляция про бессознательный страх.

Техника: «живая» строительная сетка «Искорки», леска, деревянные штапики, слайд в рамке, коллаж из аналоговой фотографии на кальке, простынь из бязи, сигнализаторы поклевки.

 

 

Фото: Женя Балокина

 

 
Фото: Аня Гросицкая