Художницы выставки «Мам!»

 

В выставке участвуют 11 молодых художниц, выпускниц ведущих институций современного искусства: Аглая Кузнецова >>, Юлия ПТЛ >>, Лидия Ильчук >>, Алина Магомедова >>, Соня Кобозева >>, Юлия Пастухова >>, Фёкла Федотова >>, Аня Гросицкая >>, Марина Пахотина >>, Светлана Калашникова >>, Шура Мура >>.

 

Куратор выставки «Мам!» — Анна Минаева >>

 

 

Из серии «Часики тикают+. Магомедова Алина.

 

roles

видеоарт, 4. 32 минут

Художница: Пастухова Юлия

 

Становиться мамой или быть только свободной художницей – это право выбора каждой женщины. Но до сих пор это право постоянно отнимают: искоса смотрят, осуждают возраст и отсутствие семьи. Лично я не сталкивалась с таким осуждением, потому что стала мамой раньше. Я стала мамой вовремя. Не рано и не поздно, а тогда, когда была готова. Хотя, тогда мне казалось, что совсем не готова. Единственное, что меня беспокоило в момент, когда увидела две полоски «о Боже, я буду огромная как кит!»

Ожидала ли я чего-то большего от материнства? Да! У меня было жесткое разочарование. Такое себе ожидание реальность в действии. Я думала буду везде ездить с ребёнком, писать много новых картин, думала сын будет спокойным, но нет. Спокойным он не был в младенчестве и были страшные недосыпы и нехватка времени на своё творчество. Поначалу я жадно рисовала во время дневных снов, потом стала спать с сыном тоже. В миг потеряла мотивацию творить, когда сил на маркетинг своих же произведений не хватало. Творчество ушло на второй, а то и третий план. Я ничего не рисовала полгода точно! Не было ни идей, ни сил, ни желания. И вместо попыток снова и снова работать, я просто ушла в своего ребёнка, растворилась в нем. О чем абсолютно не жалею. Так должно было произойти. Какое-то время я думала, что мой сын мешает мне развиваться. Сейчас я тоже так иногда думаю. Ведь сам факт, что я не одна уже создает препятствия. Меня не особо вдохновляет мой ребёнок на создание искусства. Рада за тех, кому помогает и вдохновляет материнство. Я стараюсь разделять эти сферы жизни. Скорее это двигатель, который показывает мне как нужно распределять своё время и на что делать акцент. А также, как важно отдыхать. Но тема материнства меня все ещё цепляет в творчестве. Синдром «плохой мамы» я прожила достойно, с самобичеванием себя и другими полагающимися критериями. Отработала это в психотерапии, а затем сняла видео арт.

В видео я использовала кадры ответов 3-летнего ребенка на простые вопросы и аудиозаписи с ответами мам художниц о том, как им живется в этих ролях.

Кадр видеоарта Roles. Пастухова Юлия

Новое тело

Серия: «На краю», «Формирование», «Праздничная». Холст, акрил, вышивка серебром

Художница: Соня Кобозева

 

Проект рассматривает особенности состояния недавно родившей женщины, период переживания опыта изменения своей телесной целостности. Женщина в это время находится на стыке двух противоположных видовых характеристик: физиологичной (природной, естественной, которая роднит человека с животным); и цивилизационной, культурной. Культурная регламентирует этот период символами, не несущими функционального значения, и их можно рассматривать как декоративные. Эта культурная декорация обращается к современным традициям, (смесь церковных и светских) сопровождающим женщину и новорожденного в наше время: шапочки с ушками, украшение дома воздушными шариками, цветы, как формальный жест. Мне важна тема табуированности физиологии и изменения тела, кожи родившей женщины, её новых переживаний, страхов.

Я хотела обратить внимание на неуместность и неестественность «прикрытий» биологической сущности человека, его беззащитность. Прямо по холсту вышиты орнаменты, как на церковных ритуальных тканях/окладах икон, изображения лилий, символа чистоты и непорочности Богоматери – выступающий как недостижимый идеал родившей женщины, оставшейся при этом девственной. Вышитые серебром растяжки на теле женщины попытка представить их как украшение, попытка представления физиологических изменений тела с социально ободряемыми атрибутами. Фактура объемной вышивки выбивается из живописной плоскости, обращая внимание на свою инородность.

Формирование. Соня Кобозева

anna grositskaya

Рисунки из детского сада

 Вышивка на ткани, пяльцы.

Художница: Аня Гросицкая

 

«Материнство связано для меня с образом герметичности и закрытости. «Погружаясь» в своих детей, часто сливаешься с ними, вместе отстраняешься от внешнего мира, одновременно изучая и защищаясь от него. Дни обретают цикличность и вы вместе с ними как будто ходите по кругу. Я все время фотографировала своих детей, а когда начала делать вышивки, то сначала вышила фотографию, на которой был мой сын, а потом сделала серию по его рисункам из детского сада. Наивные и трогательные они показывают как среди изображений цветочков и «головоногов» появляются образы государства в виде космических ракет и танков.

Эту работу я сделала на бывшей младенческой пеленке. Занятие вышивкой стало для меня постоянной художественной практикой и способом разорвать материнский вакуум.» – Аня Гросицкая

 

Успеть выпить горячий чай

Инсталляция. Чашки, остывший чай.

Художница: Шура Мура

  

В родительстве постоянно создаются натюрморты из недопитых или даже не начатых чашек чая.

Они постоянно остывают, ты завариваешь себе новый чай и не успеваешь выпить. Это вечная история. В инсталляции я хочу отобразить этот процесс.

Художница: Аглая Кузнецова

 

Праздник неизвестности

Cухая игла, типографская масляная краска, ткань, 2021/2022

  

Серия — визуализация переживания рождения новой жизни.

На работах изображены новорожденные дети. Образ новорожденного, как появление нового человека всегда завораживал художницу. Аглая с большим вниманием наблюдает и изображает, то как выглядит лицо, тело, позы, движения, взгляд, с которым человек вступает в этот мир. Этот момент бесконечности возможностей и море неизвестности.

 

Миф о хрупкости. Неизвестность.

Видеоарт, 3 минуты. 2021

 

Третья VR-инсталляция, созданный в рамках проекта «Миф о хрупкости», в котором зритель летит над бесконечным морем, а небо полностью покрыто силиконовой матовой пленкой. Внутри этой пленки, как в каплях, покоятся дети. Бесконечное пространство с маленькими телами. Они, как куколки бабочек, зреют, чтобы упасть в море, море неизвестности. Миры, созданные в каждой инсталляции, не отвечают на конкретные вопросы, в них нет морализаторства или установления норм. Основной целью такого воздействия является появление у зрителя новых сборок в сознании, новых вопросов, которые возникают в жизни, в обыденной физической реальности.

 

Кадр видеоинсталляции «Миф о хрупкости. Неизвестность.»Кузнецова Аглая, Узунов Ростислав

 

Поцелуй мамы

Одноразовые салфетки, типографская краска, 2023

 

Прозрачное мгновение, такое быстрое и тягучее одновременно. Миг, в котором человек только начинает жить. Касание к хрупкому существу, из которого скоро вырастает человек. Салфетки с отпечатками маминых поцелуев, такие же хрупкие и уязвимые как наши воспоминания.

Печатная графика «Поцелуй мамы». Кузнецова Аглая

' width=

Физиология

Глина, яичная скорлупа 2023

Художница: Магомедова Алина

Дети — это прекрасно. Но, к сожалению, для многих путь к этому прекрасному лежит через боль, травму, разочарование. Врачи, множество анализов, исследований, самолечение, шаманы, неудачные попытки эко. Пары, которые сталкиваются с проблемами бесплодия чувствуют себя уязвимыми. То что для многих легко и естественно, для них невозможно. В большинстве случаев, общество не терпеливо к этим вопросам. И тут спрос в первую очередь с женщины, ведь «это ее обязанность», «она должна». Своими работами, мне хочется как бы напомнить, что есть вопросы, которые лучше задавать беззвучно, а иногда не задавать совсем. Напомнить о понимании, дистанции, любви к ближнему, о поддержке. Показать каким может быть хрупким и тонким то, что нам не показывают другие и как надо аккуратно с этим обращаться.

 

 

Часики тикают

Снимок ГСГ. чернила, подсветка, лайтбокс, 2023

Художница: Магомедова Алина

Женщины, у которых за плечами годы ожиданий и сотни отрицательных тестов, постоянно сталкиваются с вопросами: "Когда же дети? ". Особенно если им за 30+. Эти высказывания морально истощает и заставляет закрываться. На мой взгляд, распространенное выражение "часики то тикают" по отношению к женщинам любого возраста — это самое емкое и токсичное, что будто запускает таймер и без того повышенной тревожности и стресса. ГСГ это рентгеноконтрастное исследование матки и маточных труб, которое позволяет выявлять различные патологии. Снимки для этой работы мне отдали женщины, для которых путь к материнству оказался тернист и очень сложен. Эти очень личные рентгеновские снимки напоминают нам о приватности и внутренних переживаниях, которые так легко обесценить.

Часики тикают. Магомедова Алина.

Юлия PTL

Новая жизнь 

Пеленки, синтепон, натуральный краситель, шариковая ручка, 2023
Художница: Юлия ПТЛ

Новорожденный как чистый лист бумаги, у него ещё нет настроек.

Задача родителей отрегулировать эти настройки. Ребёнок проходит все свои испытания впервые вместе с мамой и папой. Мама сталкивается с новой жизнью, многое происходит впервые. Новое все! Проходя все эти трудности и радости, окружение оказывает сильное давление. Работа создана из детских пелёнок, оформленных в мешки. Пеленка - один из главных атрибутов материнства. Каждый мешок означает какую-то трудность, с которой я столкнулась в первый год жизни моего ребенка. Адаптация, недосып, советы и обесценивание, зубы, непонимание, стереотипы. Работа создаёт ощущение напряжения, давления, скручивания, беспомощности. На мешках из пеленок написаны вырезки из женских форумов о детских проблемах. На протяжении года я провела на таких форумах много часов. Это помогало понять, что я не одинока, и с моим ребенком все в порядке. Мы проживаем обычные проблемы всех семей с детьми.

 

Встреча: неолит-21 век

Мамины разговоры

Керамическая скульптура, аудиозапись 2020-2021 гг.

Художница: Фёкла Федотова

 

24 интервью с женщинами о материнстве. Идея в создании аудио по мотивам youtube проекта художницы, адаптированные к прослушиванию в пространстве выставки. Услышать голоса мам, которые рассказывают о своём очень разном материнстве, которые будут звучать из скульптуры неолитической Венеры.

 

Скульптура создана художницей в 2020 году, когда единственное место, где она могла побыть в уединение, была мастерская. Три года после этого скульптура жила на балконе. Художница вдохновляется образами неолита и Венерами. И задаётся вопросом, а куда пойти женщина от той дикости и ужаса, который переполняют мир последние три года. И тогда приходит идея вынести фигуру в лес и снять эту встречу – женщины 21 века и женщины неолита.

 

В серии «Встреча: Неолит — 21 век» 7 фотографий запечатлена эта встреча и диалог:

Как ты выжила тогда? — спрашивает современная женщина
Как ты выживаешь сейчас? — спрашивает женщина из «дикого» прошлого

Скульптура вернулась на балкон. А встреча осталась жить лишь на фотографиях.

 

Фото, триптих, пенокартон. Художница: Фёкла Федотова
Пахотина Марина

Mamma

Серия.
Фанерный подрамник, бумага Fabriano, акварельные карандаши, вода,
2023

Художница: Марина Пахотина

 

Mamma с латинского переводится как «молочная железа». Мама для малыша в первые месяцы жизни – это грудь. Грудь – это и еда, и питьё, и сон, и удовольствие, и близость. Одним словом, грудь – это всё, это мама.

Все мамы знают эти загадочные сокращения: ГВ, ИВ, СВ и т.д. В течение первых 6 месяцев у меня было минимум 13 раз воспаление груди (мастит). То есть каждые 2-3 недели я была с температурой и пылающей грудью, до которой даже дотронуться было больно, не то, что кормить. Кажется, я перепробовала все способы лечения, в том числе и альтернативные, к примеру остеопатию и арт-терапию. Так я стала рисовать и искать в рисунках боль, причины боли, изображать своё психологическое состояние. В итоге мне помогло или всё сразу, или что-то конкретное (я не знаю).

 

Рисуя грудь, я узнавала в ней формы куполов, сводов, холмов, возвышенностей. Когда упрощаешь форму до почти абстрактной, воображение начинает рисовать связи между похожими образами. Для зрителя это может быть грудь или гора, капля молока или «луковка» - купол храма, округлые формы беременной женщины или перевёрнутые холмы. Эти образы сливаются во что-то твёрдое, мощное, сильное, выносливое, питающее.

Серия создавалась буквально на ходу в перерывах между обычными "мамскими" делами. Я начинала работу с автоматического рисования. Штрихуя лист, я опустошала голову и отдыхала.

Штрих для меня — это визуальное воплощение звука "ш-ш-ш-ш", которым успокаиваешь ребенка. Только рисуя это "ш-ш-ш-ш", я успокаивала себя.

 

Адаптация IV.

Материнство

Cмешанная техника,
2024

Художница: Светлана Калашникова

 

Любовь.
Счастье.
Нежность.
Забота.
Ласка.
Улыбка.
Объятья.
Поддержка.
Сочувствие.
Боль.
Отчаяние.
Страх.

 

Когда рождаются дети, тебя предупреждают о многом. Но никто никогда не говорит, что вместе с ребёнком рождается страх. Страх потерять его. Материнство заставляет нас меняться. Мы обретаем новую форму, сохраняя свою нежность, мягкость и тепло.

Становимся опорой, но выстраиваем границы, учимся давать отпор и проявляем жёсткость. Справляемся со страхами и истериками. Мы должны научиться выдерживать боль и отчаяние, даря любовь и поддержку.

Использованные в работе мягкая шерсть, нежный шёлк и шёлковые нити противопоставлены жесткости и остроте металлической сетки. Форма работы напоминает колыбель, но что в ней укрылось?

 

 

 

Радости материнства

Кураторское исследование Анны Минаевой.

 

В рамках работы над выставкой я проводила исследование «Радости материнства», в анкетировании участвовали художницы выставки «Мам!». В анкетах были вопросы о сложности совмещения роли матери и самореализации в творческой профессии. Мне хотелось бы расширить своё исследование и в сейчас я предлагаю зрительницам, имеющим схожий опыт поучаствовать в аналогичном анонимном опроснике.

 

Анна

Минаева

Независимый куратор, художник.

Выпускница «Школы кураторов» в «Свободных мастерских» ММОМА. Является куратором выставки «Мам!» в парке-отеле «Белые аллеи».

 

Организовала и курировала более 18 выставок, среди них «Разговор о телесности. Наслаждение/Боль», «Золотые слова», «ХУ», «Инклюзия жизни», «Синдром Снежаны», «Отметины», «Морфология сказки», «Глиняный мост», «Game - это игра взрослых», «Общее место», «Выпуск 23» и т.д. Участница самоорганизаци «Присутствие». Работает с темами гендерных ролей, материнства, игры, цифрового одиночества, идентичности в большом городе. В качестве художника является резидентом галереи «Квартира S» и «TEXTURA gallery». Регулярно участвует в групповых выставках современного искусства. В своей художественной практике обращается к эстетике апсайклинга, стрит-арта, часто использует в создании работ технику реди-мейд, текстиль и 3д ручку.

Серия живописи.

Художница: Лидия Ильчук

«Не спится» — холст, масло, 100х106. 2022

«Прогулка на балконе» — холст, масло, 110х110. 2020

«За стеклянными дверями» — холст, масло, 100х106. 2022

«Негатив» — холст, масло, 50х50. 2022

 

Не спится. Холст, масло, 100х106 2022
Дети обладают уникальной способностью считывать и испытывать эмоции и чувства близких взрослых людей, как свои собственные. Они готовы смеяться, когда нам – взрослым весело, пугаются, когда нам страшно, плачут вместе с нами, если нам больно. Непонимание происходящего и тревога – те эмоции, которые Лера проживала вместе со мной. «Не спится», потому что неизвестность пугает сильнее, чем ночной кошмар.

 

Автономный хаос

Видеоарт, 2:41 минут

Тем, у кого нет детей сложно представить, что маленький человек может быть на столько привязан к родителям, что не готов ни на шаг отставать от них и следовать по пятам повсюду. Не оставляя ни единого шанса на «личное пространство», ребенок забирает все время и свободу без остатка. Художница-мать, в попытке урвать время для чтения, размышления, создания искусства, готова дать возможность ребенку погрузить дом в хаос.

 

Художественная выставка «Мам!»
 
Роль матери-художницы слабо выражена в поле современного искусства страны. В исследовании Марии Годованной и Анны Темкиной «Мать – ты навечно, но и художница – всегда»: творчество в условиях интенсивно расширенного материнства», авторы приходят к выводу: «В складывающихся социально-политических, экономических и идеологических условиях материнство может быть причиной исключения художниц-матерей из искусства. Для того чтобы сохранить свою социальную позицию и роль художницы в мире современного искусства, им необходимы время, усилия и ресурсы. Художницы постепенно осознают, что их творческая деятельность требует реорганизации и восстановления. Художницам нужно выйти из интенсивного погружения в материнство и быт, что они должны продолжать участвовать в профессиональном производстве и распространении арт-объектов и событий».

Я обратила внимание, что молодых мам-художниц критикуют за выбор в пользу заботы о детях, поскольку творчество становится на паузу или замедляется, втискивается между бытовыми хлопотами. Художницы и куратор в своём исследовании рефлексируют над сложившейся ситуацией. Выставка освещает многогранный, сложный путь трансформации, через который проходит женщина, готовящаяся стать мамой. Вдохновением выставки стали мои подруги, которые совмещают роли матери и художницы. Некоторые из них становились матерями на моих глазах, поэтому весь их опыт я могла чувствовать острее, эмпатичнее. Мать испытывает разные контрастные эмоции, от панической атаки до безграничной любви к ребёнку, пытается совместить в себе много разных задач — быть основным источником заботы и оставаться социально активной. Выставка подсвечивает социальные темы, касающиеся периода беременности и первых лет жизни ребёнка, когда женщина особенно уязвима, привязана к дому, изолирована, охвачена новыми хлопотами и бытом. Также в работах затронут вопрос особого состояния телесности, неразрывно связанный с грудным вскармливанием ребёнка и родами.

Задача выставки — создание безопасного пространства поддержки, где художницы-участницы могут свободно выразить себя и не подвергнуться критике за своё высказывание. Расстановка акцентов через произведения, в которых женщины обращаются к образам, связанным с деторождением, воспитанием ребёнка, социализации матери-творца. Совмещение разной оптики, не упрощающей тему материнства на резко отрицательную и восторженно положительную.

— куратор выставки «Мам!» Анна Минаева

 

5 —28/04/2024

Парк-отель «Белые аллеи». Вход свободный. 18+

 

Марина Пахотина. Из серии «Мамма»