Опора номер один

на выставке «…надцатого макабря»

Ангелина Ушко 

На выходе из отеля за дверью на лестнице притаилась «Опора номер один» (2024) Ангелины Ушко: пушистый красный объект, повторяющий форму вышки ЛЭП. Художница говорит, что линии электропередач — это подлинные опоры нашего мира, зависящего от циркуляции энергии и информации. Но она представляет опору, утратившую равновесие, «оступившуюся» или отправившуюся в полет. Сами формы башен ЛЭП — этих опор прогресса — всегда выглядят отсылкой к символам модернизма, от Эйфелевой до Шуховской башен. У Ангелины Ушко подвешенная «Опора» напоминает еще и «Сушилку для бутылок» Марселя Дюшана — обыденный предмет, превратившийся в опровергающий привычную логику реди-мейд (Дюшан так же любил подвешивать свои объекты). А ее пушистая фактура заставляет вспомнить еще один дадаистско-сюрреалистический объект, «Меховой завтрак» Мэрет Оппенгейм. Как и покрывшиеся мехом чашка и блюдце, вышка ЛЭП кажется, оживает и готова сбежать на волю в леса. На территории «Белых аллей» можно встретить ее «сестру», «Опору № 2», обитающую «на лоне природы».

© Ирина Кулик

 

 

 

Основой мирового баланса часто выступают достаточно хрупкие структуры. Их образы настолько часто входят в поле нашего зрения, что уже становятся невидимы для широкого зрителя. Хотя их существование формирует горизонт событий, превращая его в наше сегодня. Деконструируя знакомые паттерны, я предлагаю посмотреть на наш мир с той стороны, где предрассудки теряют свой смысл и можно спокойно выдохнуть.

Моя «Опора номер два» родилась в «Белых аллеях», когда мы с PollyT, сокуратором, обсуждали продолжение истории «Опоры номер один», которая ранее дебютировала в ЦТИ «Фабрика». Природный контекст экспозиции натолкнул меня на мысль, что «Первая», оттолкнувшись и направившись в свое путешествие-исследование, набрела на некую преграду, которая по каким-то причинам повлияла на нее и перетрансформировала, разрушила и создала «Вторую». А загадка состоит в том, как же это произошло. Мы не свидетели действия, а свидетели результата.

Вообще мысль о многомерности и бесконечности наших реальностей меня завораживает. Хонтология для меня — это идея о границе, где быть или не быть сходятся и формируют всевозможное. Такая мультивселенная, если говорить простым языком. И мы, художники и зрители, можем позволить себе вторгнуться и наблюдать за развитием событий.

— Ангелина Ушко