Консервация грёз

‘The Conservation of the Dreams’ by Irina Ionina
july/ 2024

 

«Консервация грёз» — часть мультидисциплинарного проекта художницы Ирины Иониной «Неонеорусский стиль», в котором создаётся миф о становлении нового стиля, где фасадная сетка является неотъемлемой частью культуры и быта. Название отсылает к термину — консервация руин — это процедура, которая проводится с архитектурными объектами, и призвана сохранить тот облик зданий, в котором они дошли до нашего времени.

 

Старые лагерные корпуса на территории «Белых аллей» законсервированы и покрыты белой фасадной сеткой, которая со временем приобрела благородный серебристый оттенок, покрылась мхом, сквозь неё прорасли деревья, и улитки обнаружили свой дом между её слоями.

Былое превращается в новое настоящее; настоящее  подвергается бесконтрольному воздействию извне и трансформируется в образы, ранее недоступные даже нашему воображению. «Консервация грёз», в отличие от общего тона проекта «Неонеорусский стиль», приобретает тон лирический за счёт обращения художницы к личному опыту. В каком состоянии дошло до нашего времени прожитое: то, что с нами происходило; то, к чему мы не причастны; то, о чём грезилось?

 

 

 

 

Инсталляция представляет собой одежду, сшитую из фасадной сетки и развешанную на бельевой  верёвке на фоне одного из законсервированных корпусов. На самом корпусе - точнее, на сетке, которой он затянут - мхом и опавшими ветками вышит образ окна, узорами напоминающий наличники русского деревянного зодчества. Инсталляция процессуальна и будет меняться с течением времени: ветер будет двигать висящее бельё; мох продолжит прорастать; сетка будет становиться всё более старой.

Процесс стирки и сушки белья сам по себе интимен; выставление быта напоказ — откровение. Одежда, постиранная и высушенная, прошла полный цикл, обросла историей её владельца. В инсталляции вся одежда выглядит старой, она порвалась от порывов ветра и покрылась мхом. Цикл не был начат заново; владелец, подчиняясь фантомной тоске, пожелал законсервировать свою историю. Но былое превращается в новое настоящее; настоящее  подвергается бесконтрольному воздействию извне и трансформируется в образы, ранее недоступные даже нашему воображению; прошлое не подлежит консервации.

 

Художница: Ирина Ионина

 

Ирина Ионина

Художница из Санкт-Петербурга работает с урбанистическим пространством и местностью, создаёт сайт-специфичные инсталляции и объекты, в основе которых лежат найденные в природе материалы, природные явления, а также вещи, ставшие символами и приметами времени. Используемые в работе материалы обычно имеют концептуальное значение.

Выбор художественного метода обусловлен средой, в которой происходило становление личности — Ирина выросла в маленьком провинциальном городе Кумертау в республике Башкортостан, где близость природы была структурообразующим свойством повседневной жизни, а заброшенные и недостроенные здания становились неотъемлемой частью окружающего ландшафта.

 

 

Сайт Ирины Иониной >>