Жаркое лето

на выставке «…надцатого макабря» 

 

Мария Сафронова

В комнате 18 у входа притаился детский манекен в противогазе и защитном плаще. И плащ, и противогаз расписаны трогательными цветочками — в попытке примирить детство с ужасом мира после какой-то экологической катастрофы, когда даже ловля бабочек в полях — в руках у «деточки» сачок — чревата смертельной опасностью. Да и есть ли еще в этом мире бабочки?

«Жаркое лето» Марии Сафроновой — часть ее проекта «Что если» (2017–2020), в котором ностальгия по детству сплетена с культивируемой еще со времен советского детства страхом перед ядерной катастрофой. Детский манекен с сачком напоминает и последний проект художницы, совместную с Антоном Кузнецовым выставку «Зона пчел» (2024, галерея «Триумф»), представляющий две версии утопического или дистопического мира, оказавшегося под угрозой исчезновения пчел, в которой становятся объектом религиозного поклонения или воссоздаются при помощи технологий.

© Ирина Кулик

 

Манекен, представленный на выставке в Белых аллеях – часть моего проекта Что если?, который посвящен возможным ситуациям, изучаемым на уроках ОБЖ. Сам урок Основы Безопасности Жизнедеятельности рождает целую мифологию возможных событий и стратегий. Достаточно посмотреть на советские плакаты по Гражданской обороне и даже на плакаты в современных школах- они предлагают целые квесты по ситуациям, у которых нет оригинала. Когда у меня возникла идея одеть в костюм химзащиты именно детский манекен, я хотела создать абсурдный объект этой возможной системы. Привезла манекен с рынка и одела в костюм химзащиты. Он стоял в квартире и производил совершенно ужасающее ощущение – присутствия. Именно сбив размера фигуры, то, что она маленькая- делало манекен реальным. Убрать эту конкретность помог рапорт орнамента цветов, он сделал фигуру более игровой. И территория бывшего пионерского лагеря, на которой построен отель- очень органичная среда для появления такого персонажа. Само пространство создает разные слои времени, в которых появление подобных обьектов становится частью среды.
 ©Мария Сафронова