Какой
большой ветер
Художественная выставка, 29/08 - 21/09/2025
Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домов сорвал крыши,
Как с молока — пену…
(Новелла Матвеева, отрывок)
Образ дома на ветру сегодня становится очень знаковым и аффектирующим, тревожным и одновременно полным надежд. Сегодня мы, кураторы проекта Женя Стерлягова и Женя Шарвина, остро чувствуем, как может дом трепетать под порывами ветра. Дом на ветру, свой или наш общий — метафора неустойчивости, однако контур, не защищенный от ветра, в тоже время начертан. Это одновременно про защиту и проницаемость, про возможность быть унесенным ураганом, про портал, через который попадаешь в другую реальность и конечно про само пространство в Белых аллеях, с его камерными дощатыми домиками и зоной с печью на открытом воздухе.
В доме на ветру реют на улице ткани, шумят деревья. Тут стоит самим найти опоры, ведь все динамично меняется. Что будет с нашим домом, с нашей крышей в потоке вихрей — мы не знаем. Но пока можем только констатировать — какой большой ветер!
Участники проекта:
Галина Агафонова, Елизавета Алексеева, Юлия Баранюк Takismana, Ольга Белякова, Андрей Биргер, Ольга Божко, Лена Борисова, Диана Галимзянова, Полина Гисич, Ульяна Григорьева, Анастасия Дунаева, Вера Ершова, Ирина Канделариа, Сергей Катран, Александра Кузнецова, Лена Липатова, Вика Малка, Алина Малышева, Наталья Межерицкая, Данил Мухаметов (MD), Наталья Нерпа, Мила Нишатова, Ольга Оськина, Ольга Пегова, Надежда Петрова, Мария Пинус, Татьяна Пунанс, Евгения Старикова, Лена Сурова, Анна Сухина, Татта, Ольга Таношкина, Василиса Тальвирская, Александра Ткаченко, Марина Черкасова, Михаил Чулов, Художественные мастерские «ОКОЁМ», Группа KRUS, Арт-группа «ШиЗА», Арт-группа «Штопка».
Кураторы проекта «Какой большой ветер»: Женя Стерлягова, Женя Шарвина
Куратор арт-территории «Белые аллеи»: Наталья Конюкова
Выставка: 29/08 - 21/09/2025
Территория парк-отеля «Белые аллеи».
18+
Вход свободный.
29 августа: ОТКРЫТИЕ
На вернисаже гостей ждет перформативная и музыкальная программа.
17:00 Концерт Хосе Малеса – музыканта и композитора из Эквадора, который исполняет андскую музыку на своих оригинальных бамбуковых инструментах, таких как сампоньяс, кенас, антарас, рондадор, тойос, дождевая палочка, чакчас и т. д. и т. п. В его репертуар входят такие песни, как CONDOR PASA, PASTOR SOLITARIO, EL ULTIMO DE LOS MOHICANS
18:00 Открытие выставки. Кураторская экскурсия
19:00 Перформанс Дианы Галимзяновой «Ветер вилами не остановить»
19:30 Перформанс «Glitchwind» и авторская музыкальная программа от Юлии Баранюк с использованием терменвокса и глюкофона
Также посетителей ждет много интересного общения и чаепитеие на свежем воздухе!
Фото с открытия:
Фото: Алина Малышева
#1
Галина Агафонова
Сбывшиеся
Скульптура из зеркальной стали 0,5 мм
2025
120 х 62 х 50 см
Большой ветер принес большие изменения. Арт-объект из зеркальной стали «Сбывшиеся» — это визуализация упавшей звезды, сбывшейся мечты. Артефакт серии работ проекта «Сбывшиеся» помогает не отчаяться, не опустить руки.
Данный проект был впервые реализован в горах Алтая из термоодеял – инструмента спасения и спасателей, которые сберегут и согреют в сложный час. Это визуализация опорной точки, которая в тяжелые времена – наше спасенье.
#2
homoabsurdus
(Елизавета Алексеева)
Убежище
Кабель канал, электрические провода, графические работы,
2025
200 х 150 см
Кабель-канал разорван, и из его недр, словно из раненого тела, фонтанируют оголенные провода. Их дрожь и угасающая искра становятся метафорой разрыва связи с домом: привычный мир рушится, остаются лишь слабые проблески памяти и утраченного уюта.
Этот образ — символ потерянного единства, когда связи рвутся, оставляя изоляцию и тоску.
#3
Takismana
(Юлия Баранюк)
Glitchwind
Перформанс
2025
Ветер – вечный спутник полевых записей, нежеланный гость, искажающий чистоту записи. Его шелест, вой, свист традиционно считаются шумом, подлежащим удалению. Но что, если этот «брак» – на самом деле голос самой стихии, ее независимая, не подчиняющаяся нам музыка? Перформанс «Glitchwind» предлагает не бороться с помехой, а сделать ее основным материалом, создав интерактивное управление цифровыми ветрами через движение.
Первая часть - Сольная партитура - специально разработанный патч (на базе TouchDesigner), считывает пространственные координаты тела, миксуя в реальном времени сэмплы записанных ветров. Вторая часть – интерактивное со-творчество. Зрители приглашены к «повелевать» цифровыми ветрами с помощью простых движений и жестов.
#4
Ольга Белякова
Dome
Сталь, кристаллы
2024
21 х 35 см
Границы, которые обещают защиту, но действуют как форма подчинения. Быть внутри – значит одновременно быть защищенным и изолированным, наблюдаемым и обезличенным. Объект становится метафорой современного опыта, в котором личное пространство всё чаще оказывается под внешним управлением.
#7
Лена Борисова
История о приручении Кометы
бумага, тушь, воск, анимационный фильм,
2024-2025
30 Х 30 см
Видео, 5 мин
История о приручении Кометы – короткометражная архитектурная притча, которая показывает новые формы взаимодействия между средой и объектом. В этом мире роли перевернуты. Город выступает приручает и ловит кометы, создает для них жизненное пространство и даже выводит новые виды. Как и в случае с домашними животными, эти отношения раскрывают взаимные, но часто незаметные трансформации.
Город здесь существует одновременно как единый персонаж и как коллективный организм. Проект противопоставляет уникальность каждой кометы научному стремлению каталогизировать, объяснить и подчинить, обнажая неизбежную иерархию в отношениях между живыми системами.
#9
Гисич Полина
Дом с тобой
Инсталляция, графика, видео.
Экран, смешанная техника,
2025
размеры варьируются
Для многих людей в нашей стране (и не только) последние годы стали временем переездов и попыток обосноваться на новых местах. Те, кто не переезжал — тоже наверняка задавались вопросом, что для них дом и где бы они хотели жить. В рамках проекта «Дом с тобой» я провожу беседы с разными людьми, которые уехали и узнаю у них, что дает им ощущение дома в новых для них местах. Результат исследования представлен в виде инсталляции.
#10
Ульяна Григорьева
И только теплится надежда
Оцинкованный каркас парника, флис, древесный наполнитель,
2025
200 х 100 х 150см
Тепличные условия создают благоприятную среду для развития плодородности почвы, также защищая ростки и плоды от внешних воздействий. Однако, если почва мертва и безучастна, то закрытая теплица провоцирует консервацию и застой бесполезности, перекрываемый иллюзией о животворящем месте.
Искусственно воссозданный образ плодородной земли, не выполняет функцию своего прообраза. Парник становится клеткой. Устоявшие металлические прутья парника, нависают над бесполезной субстанцией, имитирующей чернозём. Голый каркас удерживает ложную надежду на возвращение к былому, не давая возможности на изменения.
#12
Вера Ершова
Спальный район
Объекты, картон,
2024
Размеры варьируются
Спальные районы, вырастающие среди полей и лесов, оторваны от земли и окружающей среды. Они напоминают птичьи кормушки, сделанные из молочных пакетов, — хрупкие, раскачивающиеся на ветру, чужеродные и временные относительно ландшафта. Этот рой картонных новостроек, пытающийся захватить лес, выглядит смешным и беспомощным.
Работа предлагает задуматься, возможно ли переосмыслить хаотичную застройку пригородов Москвы многоэтажными гетто, в которых люди ютятся в крошечных ячейках — окруженные природой, но лишенные ее пространства.
#13
Ира Канделариа
Элемент 3
Зеркало, специализированное стекло, дерево, светодиодная лента, пластик, компрессор, пенопласт, ткань, аэрозольная краска,
2025
166 х 64 х 25 см
Работа «Элемент 3» отражает проекцию внешнего во внутреннее и открытость к неопределенности. Внутренний мир это не столько укрытие, сколько живая система, открытая для потоков, случайностей, аффектов. Порыв ветра, проходя сквозь пространство, стирает четкие контуры, размывает границы и изменяет внутренний ландшафт.
Ветер - это приглашение к жизни в потоке, где каждый момент наполнен тревогой и надеждой. Неустойчивость это признание того, что мир подчинен постоянному движению и развитию. Непредсказуемость становится источником внутренней свободы: чем меньше стремление к тотальному контролю, тем больше пространства для спонтанности и подлинного выбора.
#15
Александра Кузнецова
Рваная черная линия
Дерево, металл
2025
4,6 х 2 х 4,5 м
Инсталляция «Рваная черная линия» связана с темой утраты того, что соединяет нас с прошлым — воспоминаний о людях, событиях и местах, которые сохраняются в памяти лишь частично. Прошлое не отпускает нас навязчивостью воспоминаний, но при этом изрешечено прорехами памяти, множеством недостающих деталей. Без этих потерянных, «забытых» вещей прошлое становится недостаточным основанием для построения сколько-нибудь убедительно будущего. Так мы застываем в подобном сновидению, до бесконечности растянутом настоящем.
В контурах инсталляции угадывается абрис дома, но дом этот превратился в набросок, будто бы сделанный в пространстве грубой черной линией. Порой нам кажется, что мы отчетливо помним дом детства во всех деталях, но стоит начать его рисовать, этих деталей оказывается невероятно мало.
#16
Лена Липатова
Структура 3,3
пластиковые трубы, стяжки,
2025
Размер начальной формы (конус, шар, кокон, туннель)
2 х 2,5 х 1,5 м
Структура – символ формирования жизни. Она возникает и постепенно растет, выбирает направление и шаг в спонтанном ритме, определяясь и уточняясь относительно внешних условий и правил, взаимодействуя с ними или замыкаясь в себе. Форма структуры открыта. Как создатель, художник лишь задает первоначальные принципы формообразования. После этого любой посетитель может изменить структуру – дополнить ее предложенными деталями согласно интуиции и желанию.
#18
Алина Малышева
Сон на ветру
Цифровая фотография, ткань,
2024
841 х 1189 мм
Серия фотографий как медитация о временном убежище, где тело становится домом, а лес — его шаткими стенами.
#19
Наталья Межерицкая
Ловец теней и наваждений
Металл, оргстекло, зола, уголь
2025
140 х 60 х 60 см
Каждый из нас носит в себе идею места — идеального дома. И это не просто какое-то воображаемое или реальное пространство, а парадоксальное поле, где сталкиваются желание и невозможность, место, которое всегда ускользает, но по которому мы испытываем глубокую, почти болезненную тоску. Личная фантазия здесь становится симптомом широкой культурной логики, в которой утопия становится невозможной, а реальность обозначена постоянной нехваткой.
Очень похожим образом объекты, обретающие дом на время выставки, потом превращаются в призраков, не исчезая насовсем, оставляют незримые следы, перемещаясь в виртуальное пространство, на склад, в воспоминания свидетелей. Полоски плексигласа, внутри заполненные пеплом, словно призрачные «ловцы ветра», постукивают и покачиваются от дуновения воздуха. Они призваны вызвать некое смещение перцепции, небольшой сбой в восприятии.
#20
Данил Мухаметов
Открытый финал
Пластиковые ящики, бумага, клей, лак
2025
150 х 400 см
(размеры прибл.)
У каждого человека есть свой способ общаться или справляться с внутренней пустотой. Пустота может вызывать отторжение и страх. Пустота может быть неисчерпаемым источником энергии и силы. В каждый момент времени каждый из нас делает свой выбор – как эту пустоту воспринимать – как бесконечную боль утраты и конечность всего или как бесконечный ветер вселенной, источник всех форм.
#21
Нерпа
(Наталья Перминова)
Переходы
Картон, калька, пленка, тушь.
2024 - 2025
Работа по мотивам исследования «Божественной комедии» Данте — основа рассуждения о месте нахождения общества в наше время (похоже, в лимбе, обустроенном адике) и о движении к свету.
Эта инсталляция представляет собой туннель. Инфернальный, влекущий. Проходя сквозь, мы получаем массу ощущений. Вслепую за секунды проживаем забытое прошлое. Двигаемся внутрь, чувствуя сырость, запахи, улавливая каждый шорох. В это время что-то для себя решая или отменяя навсегда. Объект продолжает расти, «контейнируя» каждый переход.
#22
Мила Нишатова
Репрезентант действительности
Органика, покраска, металл, вода
2025
220 х 60 см
Резонатор времен смутной растерянности, борщевик не несет функции, не порождает пользы или смыслов, он лишь возвышается, существует в пространстве. Его черная форма уже почти не чужеродна и знакомо вписана в пейзаж. То, что раньше мыслилось абсурдным, ощущается как привычная действительность.
Репрезентант остается стоять на месте, когда все остальное уносит потоком. Это фигура-предупреждение, наблюдающая за нами, лишенными корней, грезящими когда-либо отыскать устойчивую почву среди зыбкой реальности.
#23
Ольга Оськина
Ты ешь мою шерсть
Мука, вода, яйца, соль, сахар, шерсть, масло, корица
2025
50 х 50 см
Размышление о странностях любви через преломление хлеба на свежем воздухе.
Человек, у которого есть кошка, ежедневно съедает небольшое количество кошачьей шерсти. Таким образом, в течение совместной жизни человек незаметно для себя съедает шерсти весом в одну среднюю кошку. Такова природа любви. Когда-то ты был свободным как ветер, а теперь повязан, опутан, и должен есть шерсть своей кошки, пока смерть не разлучит вас. Шерсть повсюду, она никогда не перестает, она щекочет ноздри, она в еде, во рту, в глазах, в постели, в воздухе, шерсть is blowin’ in the wind, my friend.
#24
Оля Пегова
Кунштюк
Фотография на баннерной ткани
2018-2025
130 х 87 см
В последние десятилетия фальшфасады, скрывающие строительные работы и аварийное состояние зданий, стали привычной частью повседневного городского пейзажа больших городов России. Изображение архитектуры, обретая объем и место в пространстве, само стало полноправной архитектурной формой.
Что скрывается за напечатанным фасадом - остается неизвестным. Памятник архитектуры, ожидающий реставрации. Спрятанный от публичного взгляда дом в аварийном состоянии. Или просто пустота. Фальшфасад анонимен, антиисторичен, его связь с оригиналом формальна, а изображение всегда представляет собой упрощенный и искаженный образ. Фальшфасад становится знаком, скрывающим и одновременно указывающим, что оригинала нет. В эпоху постправды, фальшфасады становятся символом сокрытия и обмана не только в архитектуре, но и в более широких социальных и культурных контекстах.
Я работаю с тонкой цифровой ретушью, чтобы придать городскому пейзажу сходство с архитектурными моделями. Проект «Кунштюк» предлагает взглянуть на дом как на конструкцию, утратившую стабильность и подлинность, иллюзорное пространство. Фальшфасад - это оболочка, которая обещает устойчивость и завершенную форму, но при ближайшем рассмотрении оказывается пустой проекцией, имитацией дома, которого уже нет или никогда не было.
#25
Надя Петрова
Взрыв на салфеточной фабрике
Инсталляция.
Кружевные салфетки, разные размеры
2025
Художница работает с объектами-реликвиями, как с материальным свидетельством потраченного времени и нереализованных возможностей. Каждый лоскут, каждая "недовязанная" часть – это овеществленная мечта, проект, отложенный или забытый.
Инсталляция становится тактильной картой личной истории творчества, где пересекаются темы: “Труд и время”, “Декор vs. Искусство”, “Потенциал и незавершенность”, “Память и материальность”.
#17
Вика Малка
Как лист на ветру / Какой большой ветер
Спанбонд, акрил, год
2025
1000 х 160 см
Ветер – продолжение серии инсталляций и работ «Аптечка», «Артикул», «Просто лист», «Солнце» в которых использованы концептуальные приемы повторения, лозунга, перспективы, чертежа и совмещение этих приемов с поп образами комнатных растений, домашних питомцев.
В данном случае лист комнатного растения взят как образ, как маленькая часть одной общей экосистемы на земле, где каждый элемент не случаен, а образует единицу, из которых строится общая система. Также каждый лист, набросок художника на бумаге, является элементом, из которых во времени и пространстве строится сложная система художественных высказываний. Лист выполняет свое предназначение в странно переплетенной системе координат отдельно взятого автора.
#28
Евгения Старикова
Подмена понятий
Трубы, шёлк
2023
Человек в гуманистической теории назначается главной ценностью, самоцелью. Однако постепенно его лишают жизненно важных составляющих, подстраивают под свои нужды, убирая неугодное и игнорируя потребности самого человека. В конечном счете нередко оказывается, что некий декларируемый гуманизм используется для прикрытия иных мотивов, осознанно или нет.
Человек должен оставаться человеком, а не болтающимся пустым означающим! В инсталляции «Подмена понятий» с каждым последующим флагом художник вытягивает из фигуры всё больше и больше нитей, вследствие чего изображение человека деформируется, обретает иные формы и распадается.
#30
Лена Сурова
Где спрятались монстры
Капрон, синтетический наполнитель, рама, зеркало
2025
200 х 150 х 200 см
Инсталляция исследует границы между телесным и психическим, внешним и внутренним, задавая вопросы: «Где живут наши ”монстры” – страхи, травмы, вытесненные части себя? Можно ли найти в них не только угрозу, но и идентичность?»
Хрупкий капроновый дом становится метафорой кожи, жилища и одновременно, ловушки для саморефлексии. Внутри зритель столкнется с зеркалом, которое не отражает, а вопрошает, превращая взгляд на себя в диалог с тем, что обычно прячется в складках памяти, телесных зажимах и социальных масках.
#31
Сухина Анна
Все будет…
единственным возможным образом
Стерео-варио печать
2022
29 х 42 см
Проект «Все будет… единственным возможным образом» представляет из себя стерео-варио изображение. Глядя на работу в анфас, зритель видит изображение голубого неба с надписью «хорошо!». Это первое слово, которое приходит в голову при продолжении фразы «Все будет…», потому что мы слышим эту формулировку повсюду в современной медиакультуре. Люди повторяют эту фразу как мантру, пытаясь успокоить себя, и часто мы сами говорим эту фразу родным и близки, пытаясь их приободрить. Можно повторять эту фразу сколько угодно, но это совсем не гарантирует благополучного исхода. Слепая вера в благополучный исход часто позволяет нам не брать личную ответственность прокрастинировать, увеличивая тем самым вероятность, плохого исхода.
Если посмотреть на работу под другим углом, то мы увидим слово «плохо». Надо быть смелым чтобы принять тот факт, что хорошо бывает далеко не всегда. И то, что возможно хорошо для одного человека для другого может отказаться очень даже плохо. Делая что-то или бездействуя, вы в любом случае делаете шаг вперед, снимая покров страшащей неизвестности, создавая это единственно возможное будущее.
#32
Татта
Я тебя вижу
Стволы орешника, пряжа
2025
240 х 166 х 100 см
Дом, созданный из связанной спицами сетки, натянутой на деревянный каркас. Просматриваемое пространство лабиринта выглядит хрупко и ненадежно. Человек, ищущий защиты под крышей такого Дома, не найдет ее. Можно выйти из Дома и пойти по лабиринту, а можно наоборот, пройдя лабиринт, прийти в Дом.
#33
Таношкина Ольга
Три грани ветра
кинетическая скульптура
2025
100 х 50 см
Кинетическая скульптура представляет собой визуальное исследование триединства человеческого бытия:
1. Укорененность в материальном мире (коряга-основа)
2. Защищенное внутреннее пространство (дом с перламутровым окном)
3. Духовное устремление (крылья и звезда)
Композиция и материалы:
1. Основа — натуральная коряга с сохраненной фактурой, символизирующая связь с землей и природными корнями
2. Домик. Деревянная миниатюрная конструкция с перламутровым окном (внутренняя защита) и медной крышей (связь неба и земли)
3. Кинетические элементы: крылья, подвесная деревянная звезда с внутренней полостью
Символические акценты:
— Перламутровое окно фильтрует воздействие внешнего мира
— Движущиеся крылья создают ритм "дыхания" конструкции
— Звезда с пустотой внутри остаётся всегда впереди, но недостижима
#34
Василиса Тальвирская
Уже не тут, но еще не там
Бугорчатая прокладка от упаковки для яиц, глина, металл
2025
100 х 200 х 80 см
Скульптурная инсталляция об эмоциональном «зависшем» состоянии и социальной неустойчивости тех, кто утратил родной дом, стремительно попал в новый неизведанный мир, переживает болезненный этап адаптации. Уже не «тут», где многое утрачено, и еще не «там», из-за отличного системного кода. Словом, качаешься на ветру.
#35
Александра Ткаченко
Как рождаются большие идеи
Металлическая проволока, металл, пластик, электрика
2025
200 х 50 х 50 см
Образ дома, внутри которого бурлит жизнь, символизирует личное пространство, где рождаются и формируются идеи — место, наполненное напряжением, вдохновением и бесконечным поиском. Исходящий из его окон свет олицетворяет горн, в котором происходят метаморфозы мыслей, превращающиеся в новые образы и смыслы. Этот внутренний огонь не угасает, он наполняет пространство энергией творчества, побуждая мысли к росту и развитию.
Лишь малые частицы этой бурной деятельности выходят наружу в виде искр и дыма. Идеи стремятся воплотиться и найти отклик за пределами внутреннего мира художника. Подхватываемые ветром, они разносятся по миру, витают, символизируя постоянную циркуляцию мыслей и влияние творческого импульса на окружающих. Даже сила ветра не в силах мгновенно развеять это множество идей — они сохраняют свой заряд и продолжают жить в сознании и восприятии, вдохновляют и трансформируют реальность. Дым буквально иллюстрирует метафору об идеях, «витающих в воздухе».
#36
Марина Черкасова
Мы не увидим тебя,
Альфа Центавра
(или Пространство личных поражений)
Партисипативная инсталляция
Фольгированные шары, ручной насос, журнал личных поражений, ручка
2025
2,5 х 3,5 х 2 м
Порывы ветра непредсказуемы. Я хочу поговорить о восприятии личного поражения и пригласить зрителя к проживанию момента уязвимости. Работа концептуально связана документальной поэмой Александра Плотникова «Альфа Центавра» о космонавтах, которые никогда не бывали в космосе. Писатель в воображаемом путешествии к звезде Альфа Центавра пересматривает культ достижения, успеха и силы.
Что делать, если ты никогда не увидишь свою Альфа Центавру, какой бы большой или мизерной она не была? Как принять поражение? Возможно ли это в принципе? Можно ли «рассотворить» (обращаясь к термину Симоны Вейль) свои амбиции ради чего-то другого, и что это принесёт для человека и для мира?
#37
Михаил Чулов
Природа границ
Пенопласт, сталь, дерево, эмаль
2025
220 х 100 х 20 см
Эта инсталляция передаёт контроль границ силам природы – ветру.
Вдоль стебля кактуса возникают отростки, которые меняют его функциональность, превращая в органический разделитель пространства. Эти элементы создают условные границы, разделяя пространство на «перед» и «за границей», «лицо» и «изнанку».
Ключевой элемент, нарушающий статичность работы – ветер, чьи порывы вращают кактус, меняя предопределённость границ.
Так кактус становится своего рода живым организмом, который реагирует на окружающий мир, побуждая зрителя задуматься о природе физических и метафорических границ, о том, как они формируются под влиянием внешних факторов. Столкнув в игре слов «природу границ» и «границы природы», можно ступить в поле метафизических размышлений в духе Пауло Коэльо.
#38
Группа KRUS
(Лера Круглова, Полина Русакова)
Свидетельство — вычитание
из серии «Пустотные свидетельства» Лаборатории Пасмурного Неба
Алюминиевые пластины с фотопечатью, зажимы, нить
2025
250 х 150 см
Работа является реакцией на травматичное переживание тревоги от небесных техногенных угроз. В ней, как и в других свидетельствах, небо фрагментируется и расщепляется для образования пустых пространств – физических и концептуальных. Фрагменты собраны в нити и образуют подобие занавеса. Важной составляющей работы является ее движение на ветру, и как следствие – изменение общего рисунка (формы), возникновение легкого металлического перезвона.
Лаборатория пасмурного неба (ЛПН) – виртуальная лаборатория Полины Русаковы и Леры Кругловой, где художницы исследуют небесное пространство между городами их проживания, Ступино и Ростовом-на-Дону, и выявляют свидетельства травматического переживания тревоги от техногенных угроз.
#40
Арт-группа «Штопка»
(Наташа Топорова, Татьяна Маркина)
Мой дом летает
Войлок, печать на ткани, стекло
2025
Высота 300 см, ширина 40 х 90 см
Дом из фетра кажется уютным и незыблемым, но его окна, напечатанные на легкой ткани, нестабильны и неустойчивы. Они могут оторваться и улететь под ветром. Наш дом течет как река и летит как ветер, отзываясь на события современного мира, когда место жительства стало не парадигмой, как в советском или колониальном прошлом, а лишь временной записью.
Дом хочет улететь, хлопает занавесками как крыльями, его окна отделяются от основы и образуют второй слой, проницаемый и подвижный. Как и все вокруг нас, этот дом состоит из разных, иногда противоположных, сущностей. Подвески от советской хрустальной люстры, знака престижа и уюта, немного замедляют его полет, как якоря. Так мы в любом временном жилище пытаемся осесть, укорениться. Название отсылает к песне Вероники Долиной 1986 года, которую мы слушали в своей юности.
#8
Диана Галимзянова
Ветер вилами не остановить
Перформанс
2025
Перформанс разыгрывает столкновение человеческой воли и природной стихии. Ветер — символ перемен, времени, ускользающей реальности. Вилы — жесткий, рукотворный, но бесполезный инструмент. Домик на ветру становится ареной, где человек пробует контролировать разрушительное, не поддающееся контролю.
Проект исследует человеческое стремление к контролю, страх перед переменами, состояния бессилии и одновременно стойкости, внутренний конфликт между действием и принятием. Перформер пытается остановить ветер вилами, взаимодействуя со средой и объектами, которые в ней находятся.
#5
Андрей Биргер
Прогулка Прибалтики
Керамическая тарелка
Фарфор, акрил
2016
18.5 х 18.5 см (по обе стороны)
Изобразительная основа работы – пейзаж из Латвии, куда сегодня художник не может ездить, как раньше. Автор делится своими переживаниями: «Я боялся, что это однажды произойдет. Так получилось, что в эти места я ездил очень часто с малых лет. Эти локации стали хорошим примером дальних мест — живых и здоровых — их легче представить вместе с ветром и пылинками, представить пейзаж, где время не стоит на месте, как это происходит с любыми живыми местами. Плитами мне хотелось не просто показать ландшафт, но и представить его движение во времени.
Дом у дороги
Керамическая доска
Фарфор, краски для керамики и обжиг
2017
12 х 18 см
Случайное место, в котором можно оказаться в любой день, в любом сне.
#6
Ольга Божко
Конец сказки
Акриловые нитки, крючок
2025
250 х 250 см
Как правило в финале сказки, после злоключений и испытаний, герои воссоединяются и объявляют, что дальше они жили долго и счастливо. Моя работа про призрачность и эфемерность счастья, подобно мгновению блеснувшей в небе радуги.
#14
Сергей Катран
Автономный куб
Инсталляция
2025
В 60х годах прошлого века метеоролог Эдвард Лоренц задался вопросом «Может ли взмах крыла бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?» Дело в том, что системы с хаотическим устройством, чувствительны к начальным условиям. Даже минимальные импульсы могут со временем перерасти в масштабные изменения. Подобно «эффекту бабочки» действует и «мягкая сила». Этот термин впервые был введён профессором Гарвардского университета Джозефом Найем. Она означает форму политической власти, которая добивается желаемых результатов, не при помощи принуждения, а действует через убеждение, добровольное участие, симпатию и привлекательность.
Слабосильный автономный генератор ветра (ССАГВ) является, первым в своём роде автоматическим прибором, уверенно выдающим мощность 9 баллов по шкале Бофорта, выделяя при этом исключительно «мягкую силу» обладающую «эффектом бабочки». Более подробно с этими явлениями вы можете ознакомится в сети интернет.
#27
Татьяна Пунанс
Ветер
Шамот, глазури
2024
23 х 36, 34 х 23, 12 х 20 см (3 части)
Ветер может разрушать, а может ласкать, может создавать энергию, а может заморозить и пригнать тучи. Дуализм этого явления сродни поведению человека. Непостоянный, порывистый, изменчивый, сильный и напористый, и в тоже время: нежный, прохладный, ласковый, сдержанный. Ветер не видно, у него нет формы. Захотелось остановить мгновение, схватить и попытаться зафиксировать очертания стихии.
#39
Арт группа ШиЗА
Внутренний стержень
Металл, пластик, лазерный луч
2025
200 Х 50 см Х 50 см
Феноменологически стержень представляет материальное тело, состоящее из одного измерения — высоты. Не имеющая значения "толщина", тем не менее, подразумевает наличие могучего пространственного предмета. Таким образом, стержень является символом высоты и силы, и именно эти категории позволяет обозначать его особое качество. Выражение "человек со стержнем" всегда содержит положительные коннотации и ассоциируется в нашем сознании со всепобеждающей идеей света и добра. В эволюционном смысле прямоходящий хомо сапиенс явил высшую форму. События ближайшего времени покажут, удастся ли её отстоять.
#26
Мария Пинус
Голосовое сообщение
Аэрозольная и акриловая краска, стена
2025
200 × 500 см
Рисование на открытой местности в своем городе или в других городах может быть попыткой сделать эти локации "своими", временным домом без гарантии. Он может существовать недолго, но это даёт возможность договориться с местом, стать его частью, найти дом везде, где окажешься, можно пригласить туда гостей.
Важная часть моей работы – на улице, живопись в условиях города и фотография, как сопутствующий инструмент для наблюдения. В рисунках на “движимых” поверхностях учитывается уличная логика, интересует устройство города в целом и его отдельных элементов, город как природная система / пищевая цепочка, уникальные свойства разных районов, аномалии и слепые пятна. Оценить местность и ее детали бывает нужно, чтобы встроиться, не нарушив ее микроклимат, определить, какое место человек занимает в пространстве, иметь взгляд со стороны.
#11
Анастасия Дунаева
Грубое обволакивание
Аэрозольная и акриловая краска, стена
2025
200 × 500 см
Анастасия — художница и исследовательница граффити как среды и культурного феномена.
Для выставки «Какой большой ветер» Анастасия реализовала сайтспефичную роспись стены, вдохновленную образами работ других участников и концепцией, созданной кураторами.